Филателистический престиж страны
Меня всегда очень расстраивает, что советские и российские марки непопулярны
и не сильно престижны.
Филателистический престиж страны и популярность (рост
стоимости) ее марок не всегда связан с ее экономическими успехами.
Стоимость
филателии определяется многими факторами. Это могут быть и кратковременные
модные течения, и устойчивые тенденции к росту/падению цен.
Как правило, в цене всегда:
– редкие марки. Марка
может быть относительно новой, но если она выпущена малым тиражом в короткий
период времени, она может стоить в десятки раз больше, чем другая марка на сто
лет старше.
– старые марки. Народа на земле было меньше, и марок –
соответственно. Однако марка может быть очень старой и ничего не стоить, если ее
выпускали массовым тиражом. Пока не "набит глаз”, стоит пользоваться каталогом.
Старые марки, особенно классический период (до 1945, или до 1951 года) уже
хорошо изучены за годы, и цены более-менее стабилизировались. Каталоги дают
описание марки с фотографией, подробности дизайна и водяных знаков редких (и
ценных) разновидностей.
Очень важный фактор в стоимости марок – популярность
марок (страны издания) для коллекционеров. Здесь очень важно, чтобы в самой
стране существовало массовое филателистическое движение. Коллекционеры
"воспитывают” почтовую администрацию, следя за тем, как и какие марки она
выпускает, и создают первичный спрос, которые переносится на международный
рынок.
Самый высокий престиж на рынке – у марок Германии, некоторых стран
Европы, США и Японии. Марки Великобритании – "вещь в себе”, внутренний рынок
намного сильнее внешнего, отдельные "горячие” предметы вне страны – региональные
выпуски Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, островов и колоний, тематические
коллекции. Постепенно "поднимают голову” Латинская Америка, Китай и Корея.
О
марках Германии и ее коллекционерах нужно говорить отдельно. Знаменитая
педантичность и склонность к организации хорошо отражены в немецком
коллекционировании. Самые лучшие альбомы для марок (stockbooks),
специализированные альбомы по странам и тематические, маунты и подвески,
пластиковые конверты, ультрафиолетовые лампы и разные другие волшебные вещички
для коллекционеров и дилеров марок и монет – бренд Leuchtturm/Lighthouse (это не
реклама, а твердое убеждение).
Германская почтовая администрация является
лидером в типографских технологиях – они широко используют всевозможные
технологические новинки, которые за ними подхватывают Европа, американцы, а
потом все остальные. Почтовые отделения в Германии часто используют красивые и
необычные штемпеля.
Население таких стран активно собирает марки. Действующие
филателистические клубы есть почти в каждом городке Европы населением более 30
тысяч человек. Даже в моем арканзасском богом забытом филателистическом клубе
более половины членов – немцы или немецкого происхождения.
Высокая
филателистическая культура населения Западной Европы отражается в том, что,
например, в Швеции почтовым работникам выдается памятка о том, как красиво
погасить марку, чтобы потом она смогла занять достойное место в альбоме
коллекционера, обрела вторую жизнь.
Скажи НЕТ си-ти-о!
Огромный ущерб репутации нашей страны нанес факт выпуска СССР миллионов марок
cancelled-to-order (сокращенно CTO). Почтовая администрация страны выпускала
больше марок, чем это было необходимо для почтового использования, а непроданные
экземляры гасились штемпелями и продавались оптом дилерам и
коллекционерам.
Объяснялось все заботой о коллекционерах, которые могли
получить очень дешево и без труда желанную марку. Реальной причиной были деньги
– дополнительный прибыток почтовой администрации. Такая политика привела к
долговременным негативным последствиям – был полностью убит рынок использованных
марок. Зачем искать марку, когда можно купить си-ти-о с идеальным штемпелем в
уголке?
Эту традицию, кажется, начали швейцарцы (тем самым уронив престиж
своих марок того периода), но потом ее подхватили СССР, страны восточного блока
и арабские страны (так называемые "дюны”). Вскоре си-ти-о превратилось в выпуск
серий и почтовых блоков, почти никогда не видевших почтового использования, а
затем и привело к выпуску сувенирных марок несуществующих стран (State of Oman,
Nagaland, Manama и др.). Этот мусор не выглядит как мусор – большие яркие марки
с предметами, часто не имеющими никакого отношения к выпустившей стране
(например, принцесса Диана, президент Кеннеди и обнаженнные женщины на марках
мусульманских "дюн”).
Клубное движение
В России и странах СНГ клубное движение исчезло или ушло в глубокое подполье.
Народ заботился о выживании, им не до коллекционирования. После развала Союза на
мировой рынок хлынули миллиарды российских и советских марок, опустив уже
подорванный СТО престиж ниже плинтуса.
Прервана связь между старшим
поколением коллекционеров и молодежью. Большинство коллекционеров, которых я
знаю, начали собирать в детстве с подачи родителей или других родственников.
Если начать приучать детей к коллекционированию сейчас, это даст не только
долговременный подъем коллеционирования через 10-40 лет. Коллекционирование
воспитывает любознательность, любовь к порядку и организации, дисциплину и
множество других деловых качеств.
Клубное членство просто необходимо для
начинающего коллекционера. Оно поможет избежать дорогих ошибок.
Наш клуб,
например, встречается раз в месяц, в субботу. С 12 до часу народ меняется и
продает/покупает/дарит. Мне (как самому юному члену, несмотря на мой почтенный
возраст в неполных 33 года) было подарено немеряное количество как популярных,
так и многие редких (ценных) марок. Стоимость членства – 6 долларов в год,
первый год – бесплатно. Раз в месяц членам клубам рассылается небольшая газетка
с новостями клуба и разными разностями.
С часу до трех – собрание клуба.
Обычно это лекция одного из членов клуба или приглашенного специалиста. За
последний год мы узнали много нового: о дизайне марок от бывшего главного
дизайнера почтовой администрации США (он вышел на пенсию и живет недалеко), о
штемпелях и датах на марках разных стран, о тематическом коллекционировании, о
том как покупать марки на и-бей, и множество другой информации. Народ делится
марочными новостями (из специализированной прессы) и обсуждает слухи.
Раз в
год клуб организует шоу – ярмарку-продажу марок, на которую приглашаются дилеры
округи и из других штатов. Ярмарка и два аукциона в год – основные источники
дохода клуба.
Классические марки
Если вы хотите коллекционировать с точки зрения инвестиций, классические
марки – a sure bet (верный выигрыш).
Определение классических марок
постепенно отодвигается во времени. Когда-то это были марки до середины 19 века,
потом до первой мировой войны, потом до 1945 года, сейчас граница – 1951 год.
Как правило, классическим маркам примерно 50 лет или больше.
Самый большой
риск в этой категории – подделки. Современные Литва и Латвия славятся
изготовлением правдоподобных подделок классических марок (и в основном не марок
России, а других стран, а также денег, ценных бумаг и исторических документов).
С этой точки зрения марки стоит покупать только у профессиональных дилеров, а
для очень дорогих марок требовать сертификации. Покупка старых коллекций дает
выигрыш в цене и некоторую гарантию подлинности (хотя некоторые подделки уже
вошли в классический возраст).
Я, например, люблю 50-60 годы СССР и стран
восточного блока и сейчас собираю commemoratives на конвертах/открытках и КПД.
Этот период пока свободен от подделок. Когда я состарюсь, мои марки тоже станут
классикой, и это будет хорошим вложением.
Никогда не покупайте марки, если
они вам не нравятся. Всегда должно быть притяжение. Если вы купили марки только
для того, чтобы перепродать, но чувствуете к ним непрязнь, это закончится
неудачей (марочная мистика). Даже если вы планируете что-то продать, вы должны
любить этот предмет, или ему симпатизировать.
Для тех кто живет вне России,
это очень хорошее время. Сейчас советские марки дороже на родине, чем во вне ее
(опять же проклятый престиж).
В Москве я видела хороший материал в
филателистическом отделе Детского Мира (он не на витрине, а в альбомах, которых
нужно попросить). Там же я видела альбомы Лайтхауса и другие подручные материалы
дешевле чем здесь в Америке.
Гашеные марки – б/у.
В странах с развитым коллекционированием существует целая индустрия
"переработки” гашеных марок. После того как марки прошли через почту, многие из
них, конечно, так или иначе погибают в мусорном ведре.
Однако, многие
организации, через которые проходит много почты, и остается много использованных
конвертов, собирают конверты, углы конвертов или марки, вырезанные со штемпелем
и бумагой вокруг марки (никогда не вырезайте марку слишком близко к краям, вы
можете повредить перфорацию, и сохраните штемпель целым).
Серьезные
коллекционеры никогда не выбрасывают конверты, открывают конверты ножницами или
специальным ножом, стараясь сохранить "товарный” вид конверта. Если конверт
"неинтересный”, вырезается марка. Если марка неинтересна, ее все равно можно
продать.
Марки on-paper ("на бумаге”) собираются в большие мешки и коробки и
отдаются благотворительным организациям. Компания (или частное лицо) получает
налоговую скидку от государства (благотворительность выписывает компании
бумажку, на какую сумму подарено товара). Потом благотворительная организация
продает мешки дилерам, где он (редко "она”) делит марки на меньшие порции,
сортирует по странам и по размеру, и продает коллекционерам. Коллекционеры
отмачивают марки в теплой воде и сушат в специальных книжках для высушивания
марок. Марки занимают место в их коллекциях, а лишние или ненужные отправляются
на рынок.
Марки off-paper (без бумаги) также могут быть проданы
дилеру/дилером. В такой микстуре, правда, могут оказаться как и негашеные марки,
так и злополучные си-ти-о.
Неотсортированные марки на бумаге называются
kiloware (традицию начали европейцы, продавая такие марки килограммами). Это
самая дешевая смесь. Их также называют mission mixture – миссионерская смесь, из
благотворительных организаций. Еще бывает "банковская смесь”, немного лучшего
качества, так как многие банки получают почту из-за границы.
Если вы
собираетесь купить такую смесь, и отмочить ее и отсортировать, вы увидите, что
многие марки повторяются очень часто. Это, как правило, definitives – марки
маленького размера, выпускаемые страной сериями для использования в течении
нескольких лет. Это самые массовые марки. Обычно на них изображен флаг страны,
лицо президента/королевы/национального героя, архитектурные памятники и другие
национальные символы.
Фунт популярных использованных марок США стоит примерно
3-5 долларов у дилера, он купит их у вас за 1-2 доллара, бОльшую ценность
представляют специальные марки (commemorative), марки большего размера,
выпущенные к какому-то событию. Отдельно продают иностранные марки, иногда по
странам.
В зависимости от филателистического престижа страны, стоимость фунта
использованных марок на бумаге может сильно отличаться. Вот некоторые цены из
газеты "Линн” (специализированная филателистическая газета, США, все цены 2004
года в долларах):
иностранные (не-США) 1880-1980 on paper ("на бумаге”) –
99.50 за фунт (примерно полкило);
10 фунтов марок США "на бумаге” –
39.95;
commemoratives США: новые, марки 32-37 центов – 34.95, со старыми и
новыми 3-37 центов – 24.95.
Унции (1/16 фунта, очень маленький пакетик):
Балтика – 4.50, Дания – 4; Фароские острова – 23.50, Финляндия – 3.15, Исландия
– 10, Япония – 3.80, Мальта – 2.75.
Фунт марок, Австрия, Бельгия, Дания,
Франция, Ирландия, Новая Зеландия, Южная Африка, Швейцария – 20, Австралия,
Германия, Голландия – 15, Люксембург – 40, Норвегия – 25.
Отдельно советские
и российские марки на бумаге никто фунтами не продает (хотя я думаю, рынок был
бы). Изредка они попадаются в международных смесях. Если хороший штемпель, лучше
марку не отмачивать (как доказательство, что это не СТО). Если у вас в хозяйстве
есть конверты и использованные открытки с марками – не выбрасывайте (а также
приглашения, использованные билеты в театр, программки, календарики и другую
макулатуру – все имеет свой рынок).
Автор: Кириллова Е.В., 2006