Определение стоимости марки
Имейте в виду что марка сама по себе не имеет никакой ценности – это просто
очень маленький цветной кусочек бумажки, его нельзя скушать, а если сжечь, то
много тепла не выделится (и многие марки очень плохо горят – медленно и
ядовито). Марка имеет ценность только потому, что кто-то другой хочет ее иметь и
готов за нее заплатить деньги. Поэтому цены на марки зависят от перемен в
экономике, моде, настроениях людей и так далее.
Для определения стоимости марок существуют каталоги, в
которых указывается стоимость. Самый известный – каталог Скотта (американский).
Еще есть каталог Майклс или Мишель (Michael – немецкий, очень детальный), есть
русские каталоги (я видела один в продаже в Доме книги на Новом Арбате в
Москве).
Цены в каталогах не спускаются с неба, а вычисляются людьми после анализа рынка. Цена в каталоге – это обычно приблизительная цена, по которой (и ниже которой) марку рекомендуется покупать. Если же вы пытаетесь марки продать, вы получите намного меньше.
Самые дешевые марки продаются фунтами (килограммами), и в таком случае цена
за каждую приличную марку будет около полцента и меньше (15 коп).
Еще много
зависит от качества марки и ее состояния. Если она негашеная (mint), с полностью
сохранившимся клеем на обратной стороне (never hinged), хорошо центрированная,
со всеми зубцами на месте, без царапин и морщин, то стоимость ближе к
каталоговой.
Гашеные марки дороже негашеных только для марок стран и серий, которые выпускались на короткий период времени и почти не знали почтового использования (например, революционная Тува на конвертах, не путать с СиТиО). В таком случае очень важен хороший читаемый штемпель с датой или лучше даже сохранить конверт.
Каждый дефект значительно уменьшает ценность. Если дефектов много, то это мусор, хотя если нет дубликата, то имеет смысл оставить в альбоме, пока не найдется лучший образец, это называется space filler – "заполнитель места”.
Многие марки значительно переоценены каталогами. Так марки СССР (России), Ватикана, ООН и африканских стран продаются на рынке значительно ниже каталога (10 процентов и ниже). Если у вас есть коллекция советских марок, а особенно, дореволюционных российских- не продавайте и не отдавайте, когда Россия поднимется из дерьма, и люди опять начнут коллекционировать, марки тоже вернут свою стоимость.
Марки – очень плохое вложение капитала, поскольку ликвидность нулевая. Купить марки легко, а быстро продать хотя бы по той же цене практически невозможно. Поэтому главным всегда должен быть принцип интереса и удовольствия. Если вы тратите на это большие деньги, нужно отдавать себе отчет, что это хобби, и не заблуждаться, думая, что это инвестмент.
Условно коллекционеров можно поделить на две категории – "снобы” и "демократы”. "Демократы” собирают все, что доступно по цене, отдавая себе отчет, что это мало стоит, но получают огромное удовольствие от процесса собирания и классификации. "Демократы” ценят количество, не качество.
"Снобы” собирают редкие или ценные марки. Они с гордостью сообщают всем что это марка, например, стоит 300 долов, или что они "мусором” не интересуются, и т.д. Снобы собирают из престижности и с надеждой заработать деньги и правильно вложить капитал. Снобы почти всегда в проигрыше, так как они обычно покупают марку по самой высшей цене в период ее популярности, а потом не могут продать и по бросовой цене.
Я – "демократ”, и снобов не очень уважаю. Я лучше буду иметь сорок альбомов разных марок всех стран, чем дрожжать над одной маркой по той же цене.
У меня есть знакомый дилер, он собирал японские и китайские марки в 60 годах, когда они были мусором, и ничего не стоили, скупал килограммами, потому что ему это нравилось. Сейчас китайские и японские марки – very hot, и он заделался дилером, поскольку он знает про эти марки больше чем кто-нибудь другой, и делает хорошие деньги на шоу, при этом получает большое удовольствие и продолжает собирать для себя. Если они выйдут из моды, not a big deal, он может прекратить бизнес, и продолжать коллекцию, и зарабатывать на жизнь чем-то другим.
Автор: Кириллова Е.В., 2009